Как разгрузить детское время

Английский язык, плавание, изостудия, школа верховой езды... с первых лет дети включены в бешеный ритм «взрослой» жизни, непрерывную гонку за достижениями. В результате, успевая все, они зачастую не успевают главного - понять, что же такое время и как им распоряжаться.

 

Когда у 5-летней Кати выпал пер выи молочный зуб, она горько расплакалась. Родители пытались ее ус­покоить: «Это же здорово! 3на­чит, ты совсем скоро станешь взрослой». «Не хочу быть взрослой, - рыдала девочка. ­- Не хочу до ночи работать, как вы!». А 13-летнего Антона при­вел на прием к психологу папа: «Мой сын бросил все: он зани­мался музыкой и карате, непло­хо играл в шахматы, а тут вдруг заявил, что ничего больше де­лать не хочет и год будет лежать на диване». 9-летние близнецы Настя и Никита (школа, английский, испанский, танцы, плавание и театральная студия) по воскресеньям не дают про­хода родителям: «Мама, нам скучно. Мама, скажи, что бы нам поделать?»

Катя, Антон и Настя с Никитой оказались заложниками взрос­лой системы ценностей: желая дать своим детям как можно больше, родители так тщатель­но распланировали их время, что не оставили им ни секунды на собственные желания, а зна­чит, на игры и мечты.

 

Почувствовать ход времени

Играя и мечтая, ребенок позна­ет мир. Но помимо этого в игре он учится чувствовать время, и без этого чувства любое рас­писание навсегда останется для него пустой формальностью.

«Пожалуй, только гуляя по пар­ку с коляской, я вдруг по-насто­ящему почувствовала, как идет время, - признается Катя, ма­ма двухлетней дочки. - Я хочу, чтобы Анюта видела, как зиму сменяет весна, как живут дере­вья и травы, поэтому мы стараемся гулять с ней по­больше. А в детской на подо­коннике мы устроили малень­кий огород и смотрим, как рас­тут петрушка и yкpoп».

Дети, выросшие в деревне, зна­ют о времени больше, чем дети городские. Время для них на­глядно: вот столько нужно, чтобы пророс посеянный лук, а столько - чтобы созрели по­мидоры и яблоки. «Конечно, современные фермеры и не ду­мают читать своим детям про­странные лекции о сроках по­левых работ. Не делали этого и наши предки-крестьяне. Дело в другом: дети, живущие в сель­ской местности, постоянно во­влечены в определенный ритм, обусловленный самой приро­дой, и потому почувствовать ход времени им гораздо легче. А городским родителям прихо­дится учить этому детей специально», - поясняет психофи­зиолог Дмитрий Колесов.

Начинать он советует с просто­го: когда мама собирается отлу­читься, она может показать на часах, где будут стрелки к мо­менту ее возвращения. Но, что­бы ребенок научился смотреть в будущее с оптимизмом, ей следует непременно сдержать обещание и вернуться в услов­ленное время. Знакомить детей надо не только с минутами и се­кундами, поэтому педагог Кон­стантин Сумнительный реко­мендует завести календарь, на котором число, месяц и год надо выставлять вручную. Сначала даты меняют родители, но примерно к четырем годам дети начинают интересоваться календарем и привыкают делать это самостоятельно - так время становится для них реальным. «Завтра» - это уже не просто абстрактное слово, но вполне конкретная, почти осязаемая вещь, связанная с новым чис­лом на домашнем календаре.

 

Осознать, что происходит

«Зачем я делаю то, что делаю?» ­ответ на этот вопрос важен для человека любого возраста. Не отдавая себе отчета в том, на что и с какой целью расходуется время, мы едва ли сумеем выдержать напряженный гра­фик, в котором практически все мы живем. Многим знакома эта сцена: раннее утро, мама пыта­ется одновременно закончить дела по дому, выпить чашку чаю - быть может, первую и по­следнюю за день - и помочь сыну или дочке собраться в дет­ский сад или школу. В этой си­туации от фраз «Давай быстрее! Не копайся!» удержаться не­просто. Но ребенку еще труд­нее: он не понимает смысл происходящего. Почему его так торопят? Почему нельзя досмотреть картинки в книжке? Почему сердится мама? Образу­ется порочный круг: малыш на­чинает нервничать, темп сбо­ров окончательно падает, имама раздражается еще больше. «Каждый процесс можно разде­лить на три этапа, - поясняет психотерапевт Наталья Кед­рова. - Сначала мы ориентиру­емся в ситуации, потом начина­ем двигаться к цели и, нако­нец анализируем и усваиваем полученный опыт. В отноше­ниях с ребенком проблема чаще всего в том, что взрослый зача­стую «проскакивает» первый этап: он-то уже сориентировался и начал действовать, а теперь подгоняет ребенка, забывая, что тот отстает от него на шаг».

Все мы, а дети особенно, не лю­бим совершать действия, смыс­ла которых не понимаем. Для ребенка, вынужденного по­стоянно подчиняться никак неаргументированным требова­ниям взрослых, время - непо­стижимое и почти всегда вра­ждебное - становится источ­ником постоянной тревоги. И самый простой способ изба­виться от нее – механически исполнять команды старших, стараясь как можно меньше вникать в их суть. «Ребенок, которого все время торопят и мало объясняют причины спешки, привыкает подчинять­ся обстоятельствам и даже не пытается планировать свое бу­дущее: все равно оно зависит не от него, - продолжает Ната­лья Кедрова. - Есть риск, что, повзрослев, такой ребенок с тру­дом сможет принимать само­стоятельные решения».

Старайтесь быть разумными родителями!

 

С уважением, Наталья Ивановна Худяшова, педагог-психолог